В начале февраля 2014 года ученик школы №263 города Москва застрелил учителя географии и сотрудника полиции. История на самом деле достаточно туманная: то ли специально мстить пришел, то ли зачем-то в заложники весь класс решил взять.
В этом материале я постараюсь описать то, что увидел в событиях именно я…
Меня меньше всего интересовало, как подросток проник на территорию школы с оружием и как он вообще мог добыть его, меня не интересовал моральный и психологический облик педагога и на какие отметки учился подросток.
Меня интересовало, как ЗРЕЛА идея этого преступления, ЧТО ИМЕННО привело преступника с оружием в руках в родную школу.
Я обратил внимание именно на те факты, которые могли бы объяснить эти поступки.
Итак, какие именно факты мне показались существенными.
1. После того, как подросток захватил заложников, в школу привезли отца малолетнего преступника, тот около часа говорил с сыном, затем подросток сдался.
При этом была такая информация, что отец имеет суровый характер, и сын боялся и уважал его (чаще всего, страх+уважение трансформируются в НЕНАВИСТЬ).
2. После ареста, родители фактически устранились, хорошего адвоката не приглашали, один раз принесли «передачку», и то формальную.
Как обстоит дело сейчас, я не знаю, но уже по этим двум пунктам могу ПРЕДПОЛОЖИТЬ, как РЕБЕНОК стал ПРЕСТУПНИКОМ.
Как это чаще всего бывает, дело в отце. Отец, по моим догадкам, человек авторитарный, жесткий, и… как мужчина МОРАЛЬНО НЕЗРЕЛЫЙ.
Он давил на сына, не давал ему права на ошибку, требовал высоких результатов. Ни о каком ПОНИМАНИИ ДУШИ здесь разговора даже не идет. Человек морально незрелый, нечуткий, невнимательный, для его, естественно, преступление сына стало мягко говоря, большой неожиданностью.
Конечно неожиданностью!
Хотя ведь преступление свершилось не вдруг, не спонтанно, оно зрело, планировалось…
Мне почему-то буквально видится такая картинка их жизни:
— Тааак, «четвертак» схватил… Ты, придурок, куда с такими оценками собрался поступать? В сельхозакадемию на зоотехника?
— Я исправлю…
— Конечно, исправишь… Куда ты денешься. У тебя должна быть «пятерка». Как хочешь, так и исправляй. Ты мужик, и я по всякой ерунде ради тебя бегать не собираюсь. Так вот, чтобы к родительскому собранию оценка была исправлена, иначе ты меня знаешь. Я не хочу сидеть из-за тебя на собрании с красной рожей! ..
Хотя, немного я слукавил. И лексика, наверняка, была иная, да и на собрания в школу такой отец вряд ли ходил (пусть мать идет, не мужское это дело).
С огромной долей вероятности могу предположить, что именно авторитарность, непреклонность и нечуткость отца не дали сыну даже шанса — ОСУЖДЕНИЕ ОТЦА БЫЛО НАМНОГО ХУЖЕ, ЧЕМ ВЕРОЯТНОСТЬ СЕСТЬ В ТЮРЬМУ.
Но если на пружину только давить, то однажды она выпрямится и больно ударит.
Мало кто об этом задумывался, но родители для маленького ребенка БОГИ! Всемогущие, творящие чудеса, абсолютно во всем правые.
Я давно перестал посещать тренинги, где развиваются различные «сверхспособности» — хождение по углям и битому стеклу, закапывание в землю, развитие харизматичности и проч.и проч.
Мир не любит давления!
А развивая все это, мы начинаем на мир именно ДАВИТЬ, чтобы он прогнулся. Мир ИНОГДА в самом деле «прогибается». Иногда даже «ломается» (как в описываемом выше случае).
Я уже не говорю о том, как себя чувствовала жена, точнее — кем (да, кем угодно, только не женщиной!).
Какое качество отличает мужчину- ребенка, для которого главные игрушки — власть и люди, от мужчины зрелого, по-настоящему духовно сильного?
Великодушие!
Великодушным быть СЛОЖНО!
Намного сложнее, чем быть сильным, «крутым», харизматичным.
Пункт №2 (уход родителей от заботы об арестованном сыне) как раз и дополняет картину — у отца нет ВЕЛИКОДУШИЯ, он и на этот раз оставил сына один на один со своими проблемами.
Только человек великодушный может себе позволить искренне простить.
Я даже представляю, как бы этот отец прощал сына:
— Я тебя прощаю, и помни мою доброту.
А великодушный бы сказал:
— Сын, ты совершил страшное преступление, но ты все равно остаешься моим сыном, и не мне тебя судить, тем более, что и я во многом виноват перед тобой…
Есть ли разница?
К сожалению, я не знаю, в какой обстановке рос отец, как он формировался, но предполагаю, что и он стал таким не вдруг. То есть, и его нужно попытаться понять.
Мне бы хотелось, чтобы этот замкнутый круг, где вращаются «военизированные» недозрелые мужчины-мальчики оборвался, чтобы они, как это сейчас принято, перестали «меряться письками» и начали созревать.
И, я уверен, таких бы преступлений не совершалось…
P.S. Кстати, то, что сейчас происходит на Украине — из той же «оперы» — причины аналогичные: недозревшие мужчины-мальчики, не доигравшие в детстве в «войнушку» отнимают друг у друга «игрушки» — ведь отнять намного проще, чем сделать ХОРОШО самому.
P.P.S. Если сейчас, прочитав эту статью, вы захотите мне сказать, что я ничего не понимаю, что глупости все это — попробуйте быть великодушными, ведь я всего лишь сказал то, о чем думаю…
Отличная статья .Четко изложена концепция детского страха не оправдать ожиданий родителей.Жаль только , что папаши которым так важно это услышать и осознать статью эту считают полным бредом, Ведь чтобы это по-настоящему понять нужно иметь соответствующее мышление, а коли таковое у папаши уже имеется, то и дитя своё он будет воспитывать по другому и в доме будет править ЛЮБОВЬ.ВЗАИОПОНИМАНИЕ.ВЗАИМОПОДДЕРЖКА , а не диктат отцовской власти. Вот и получается, что воспитывать нам необходимо прежде всего родителей. и в этом состоит сейчас главная задача психологов всех уровней особенно школьных.»РЕБЁНОК УЧИТСЯ ТОМУ.ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ! ПРИМЕР — РОДИТЕЛИ ЕМУ»